Методика «Круглого стола».
Методы «круглого стола» можно объединить в следующие группы:
Проблемные. Перед изучением каждого раздела курса преподаватель предлагает обсудить проблемы, связанные с содержанием данного раздела. Накануне обучающиеся получают задание отобрать, сформулировать и объяснить проблемы. На семинаре в условиях групповой дисциплины проводится обсуждение проблемы.
Тематические. Готовятся и проводятся с целью акцентировать внимание обучающихся на какой-либо актуальной теме или на наиболее важных и существенных ее аспектах. Перед началом семинара участникам дается задание – выделить существенные стороны темы, проследить их связь с практикой общественной и трудовой деятельности в масштабе страны, предприятия, коллектива.
3.1. Круглый стол «Молодежь и право»
Цель:
1. Профилактика правонарушений.
2. Воспитание гражданской позиции.
3. Формирование нравственного и гуманного отношения к ближнему.
Наглядность:
а) На доске эпиграфы к мероприятию:
1. Незнание – не довод. Б.Спиноза.
2. Отделение прав от обязанностей так же смертельно, как отделение головы от туловища. Н.Погорелов
3. Первая ступень мудрости – понимать ложное.
Латинская пословица
4. Ты можешь стать умнее тремя путями:
- путём опыта – это самый горький путь;
- путём подражания – это самый лёгкий путь;
- путём размышления – это самый благородный путь.
Древняя китайская пословица
5. Прежде чем начать месть, вы должны выкопать две могилы.
Китайская мудрость
6. Право сильного трансформируется в правду сильного.
И.Н.Шевелев
б) Раздаточный материал: карточки с ситуациями.
в) Папка с законодательными актами.
Ход мероприятия
Ведущий: «Тема нашего мероприятия: «Молодёжь и право». Основная цель непосредственно связана с первым высказыванием, написанным на доске: «Незнание – не довод», иными словами: незнание закона не освобождает от ответственности, и ваша цель – стать более компетентными, научиться защищать свою гражданскую позицию, или для тех, у кого ее нет, попытаться обрести ее.
Итак, что же такое право? «Правописание», «правильный», «правда», «наше дело правое», «право избирательное». Много слов, словосочетаний употребляем мы с корнем «прав», разветвленным, уходящим глубоко в историю нашего языка и государства. Давайте выберем два нужных для разговора и подумаем над их смыслом. «Правда» и «право». Простые и обиходные слова: «отец», «мать», «сестра», «брат», «семья», «Родина», «дом», «честь» и так далее. Кстати, «правда», «право», «закон» существуют в одном и том же значении у всех славянских народов».
Теоретик: "Историческая справка: исследуя слово «правда», В.И.Даль утверждает, что в России по первому коренному значению правдой зовется судебник, свод законов, кодекс («Русская правда», «Правда Ярославлева»). Правда – «право суда, власть судить, карать и миловать, суд и расправа».
Но термин «правда» мы понимаем и как истину без обмана, справедливость, добродетель. В первом русском политическом трактате киевского писания ХІ в. Иллариона «Слово о законе и благодати» утверждается традиция, согласно которой «правда» употребляется как юридический термин. Так, в слове «оправди» Илларион видит юридическую формулу, которая отражает «рассмотрение дела по закону». Он же говорит: «мало казни, много милуй». Кроме жестких мер прямого юридического воздействия, Илларион советует также прибегать и к нравственному влиянию на отступников от правды, закона, сохраняя и здесь принцип милосердия: «вмале оскорби, а вскоре овесели», ибо гораздо важнее воздействовать на человека путем оказания ему милосердия в форме помилования, нежели подвергать его суровому наказанию, которое, по мысли Иллариона, противно самой природе человека".
Ведущий: "Итак, «правда» и «право» как понятия юридические будут нашими главными словами в беседе о традициях и законе, о долге и справедливости.
Второй наш эпиграф гласит: «Отделение прав от обязанностей так же смертельно, как отделение головы от туловища». Цивилизованное общество отличается от всех остальных тем, что в нем определены права и обязанности человека, а кроме того, государство гарантирует соблюдение зафиксированных прав. Это позволяет человеку чувствовать себя уверенно, не бояться непредсказуемых ситуаций.
Но какими правами должен обладать цивилизованный человек? Назовите те права, которые необходимы вам для полноценной радостной жизни".
Опрос учащихся (индивидуально).
Теоретик: "Психологический комментарий. В своей работе «Уверенность в себе» психолог С.Келли дал такой перечень прав:
- право быть одному;
- право быть независимым;
- право на успех;
- право быть выслушанным и принятым всерьез;
- право получить то, за что платишь;
- право иметь права, например, право действовать в манере уверенного в себе человека;
- право отвечать отказом на просьбу, не чувствуя себя виновным или эгоистичным;
- право просить то, что хочешь;
- право делать ошибки и быть ответственным за них;
- право не быть напористым".
Ведущий: «Разбейтесь на пары, и, воспользовавшись этим перечнем прав, мы предлагаем вам подобрать к каждому праву обязанность, ибо одно без другого не существует".
Приблизительный ответ:
1. Право быть одному – не замыкаться в себе.
2. Право быть независимым – не ущемлять права другой личности.
3. Право на успех – не реализовывать это право в ущерб другим.
4. Право получать то, за что платишь – платить.
5. Право быть выслушанным и принятым всерьез – выслушивать других.
6. Право иметь права, например, право действовать в манере уверенного в себе человека – не забывать об этом праве для других.
7. Право отвечать отказом на просьбу, не чувствуя себя виноватым или эгоистичным, - быть готовым к последствиям отказа.
8. Право просить то, что хочешь – быть готовым к отказу.
9. Право делать ошибки и быть ответственным за них – прощать ошибки других.
10. Право не быть напористым – быть тактичным и гуманным.
Ведущий:"Разделитесь, пожалуйста, на две группы: каждой из групп предлагается ситуация, в которой предусматривается право выбора. Не забывайте, что наш третий эпиграф гласит: «Первая ступень мудрости – понимать ложное»".
Карточка №1
Вы остались дома, ваши родители уехали на выходные дни по делам, сказав, что делать в какой-либо ситуации. Ваши действия:
1. Вы устроите дома вечеринку с лучшими друзьями.
2. Вы пригласите к себе в гости малознакомых вам сверстников, считая, что вам будет веселее.
3. Пойдете прогуливаться по ночному городу или отправитесь в путешествие на время выходных дней.
4. Вы в точности выполняете ценные указания ваших родителей.
Карточка №2
Ваш знакомый сверстник, у которого родители уехали за город на выходные дни, пригласил вас в малознакомую вам компанию сверстников к себе в гости на вечеринку. Вы просмотрели в гостях у приятеля интересный видеофильм, послушали музыку. Кто-то из компании предложил выпить спиртное (оно, к несчастью, оказалось у вашего приятеля дома) и покурить. Большинство членов компании, в том числе хозяин вечеринки, поддержали эту затею. Ваши действия:
1. Вы решили присоединиться к большинству.
2. Вам не понравилась эта идея, и вы решили уйти.
3. Вы пообещали рассказать обо всем родителям вашего приятеля.
4. Вы решили обязательно сообщить об этом по телефону в милицию.
5. Вы попытаетесь отговорить от этой идеи компанию, зная заранее, что ваши убеждения будут безрезультатны.
(Три минуты на обсуждение и решение ситуации).
Ведущий: "Поэтическая пауза". Звучит стихотворение Е.Евтушенко «Застенчивые парни» (прилагается).
Ведущий: «Обратите внимание на наш четвертый эпиграф» (зачитывает). «Для поиска преступника часто используют так называемый фоторобот, когда из отдельных частей составляется портрет. Я вам предлагаю составить психологический портрет, то есть назвать те черты характера, привычки, личностные особенности, которые могут толкнуть молодого человека сначала на злой розыгрыш, на аморальный поступок, а потом и на правонарушения или преступления» (три минуты на обсуждение, слово командам).
Поэтическая пауза. Звучит стихотворение Р.Козаковой «Дураки».
Теоретик: "Мы предлагаем выдержки из сочинений тех, кто попал в колонию, на тему: «Мое прошлое, настоящее, будущее». Итак, первое сочинение: «Такое неудачное начало бывает, конечно, не у всех. Я думаю, что человек по своей натуре никогда не рождается ни вором, ни убийцей. У меня началось все с пустячной кражи: маленького человечка всегда тянет к запретному. Очень рано начал курить, пить вино. И теперь, отбывая срок, который сполна заслужил, пытаюсь вспомнить, когда же я сознательно нарушил буквы закона.
Рос без отца, нас у матери было двое. Хороших примеров видел мало, все плохое липло ко мне. Я не видел настоящей жизни, не видел хорошего, что окружало меня тогда на свободе. Завидовал тем, у кого были богатые родители, машины, дачи. Завидовал сынкам, у которых «рисоваться» было в моде. Мною погоняла зависть. Сейчас я благодарен судьбе, что она не повременила с развязкой. И вот я здесь – год, второй; научился ценить то, чего не замечал раньше».
Второе сочинение: «Я родился в Борисове, жил там и рос там же. Ходил на дискотеки с пацанами, школу пропускал. Дома занимался техникой – был у меня мопед, а потом мотоцикл. Когда было свободное время, ездил кататься.
Красть я начал в школе: вначале ручку, потом деньги. И так помаленьку все больше и больше… Как-то мне захотелось ограбить ларек. Я его обокрал, но об этом никто не узнал. И я подумал, что если все хорошо получается, то надо еще что-нибудь «поставить». И залез в квартиру через окно, взял фотоаппарат, джинсы, хрусталь, золото. Потом все продал одной бабке. Но милиция начала искать и нашла. Меня осудили на два года лишения свободы с отсрочкой приговора и отпустили на волю. Но я не сделал для себя выводов, опять залез в квартиру и украл магнитофон. Теперь уже дали два года и шесть месяцев. Я проклинал себя за то, что попался, за то, что начал красть. Кажется, лучше бы учился и работал".
Ведущий: "Итак, ситуации, предлагаемые для обсуждения"
Карточка №3
Однажды ваш лучший друг (или подруга) признается, что украл (или украла) у вашего одноклассника (либо учителя) какие-либо драгоценности (ценные вещи или деньги), и предлагает вам временно спрятать их. Ваши действия:
1. Вы согласитесь и никому ничего не скажете.
2. Вы тут же расскажете об этом в классе, классному руководителю.
3. Попытаетесь убедить друга (или подругу в том, что необходимо любым путем вернуть украденное владельцу, в противном случае, вы перестанете с ним дружить или обязательно расскажете об этом классному руководителю.
4. Согласитесь при условии, если украденное будет поделено между вами.
5. Вы не согласитесь прятать украшения, но никому ничего не расскажете.
Карточка №4
Ваш одноклассник (или одноклассница), с которым (или с которой) у вас сложились приятельские отношения, разработал авантюрный план, который включает похищение в супермаркете каких-либо товаров или продуктов питания. Но без вашего участия не обойтись. Ваши действия:
1. Попытаетесь убедить вашего приятеля (или приятельницу) в том, что это делать не стоит, что следует задуматься над тем, что его (или ее) ожидает в случае провала.
2. Вы перестанете общаться с этим человеком.
3. Вы попросите рассказать об этом более подробно и, если гарантируется 100%-ый успех, примете участие в этой авантюре.
4. Вы сообщите об этом в милицию.
Ведущий: "Слово теоретикам. Нам нужна квалифицированная консультация (материал для консультации прилагается)".
Ведущий: "Обратите внимание на взятый эпиграф… Вы, конечно, знаете, что в древние времена судьи руководствовались правилом «Око за око, зуб за зуб». Это считалось естественным и справедливым. Если по твоей вине погибла, например, корова соседа, то у тебя забирали корову (или убивали ее). Если ты выбил в драке глаз человеку, то суд приговаривал тебя к тому, чтобы у тебя выбили глаз. Поэтому принцип звучит именно так: «Око за око, зуб за зуб». Наверное, для того времени это было довольно мудрое решение, чтобы другим неповадно было. А как сегодня нам решать эти же проблемы? Карточка предлагает вам сделать ваш выбор и обосновать его".
Карточка № 5
Ваш лучший друг (или подруга) раскрыл третьим лицам вашу тайну, которую никто не дожжен был знать. Вы узнаете об этом. Ваши действия:
1. Вы прерываете дружбу навсегда и перестаете общаться с этим человеком.
2. Попытаетесь ударить вашего бывшего друга.
3. Расскажете об этом родителям.
4. Попытаетесь отомстить каким-либо другим способом.
Ведущий: "Поэтическая пауза. Звучит стихотворение Р.Рождественского «Охота».
Ведущий: «И наконец, шестой эпиграф: «Право сильного трансформируется в правду сильного». Но не забывайте о том, что сильные люди должны быть добрыми и справедливыми, обладающими терпением и умеющими прощать. Один из мудрецов, обращаясь к небу, говорил: «Господи, дай мне силы изменить то, что я изменить могу, дай мне терпение смириться с тем, что изменить не в силах. И дай мне мудрость одно отличить от другого».
И в качестве заключения мы предлагаем вам тест, результаты которого останутся тайной для вас. Я надеюсь, для себя вы его проведете, ответите на вопросы и сделаете соответствующие выводы».
3.2. Тест «Криминальное поведение»
1. Он не уважает мнение других людей.
2. Для него главное – собственное мнение.
3. Он часто мучает животных.
4. Ему ничего не стоит ударить младшего или слабого.
5. Он давно не читал книг.
6. Он часто жесток по отношению к близким.
7. У него очень ограниченные интересы.
8. Он курит и часто выпивает.
9. Нецензурная брань для него – обычное дело.
10. Делает что-то для другого только из-за выгоды.
Ключ к тесту. За каждый ответ «Да» поставьте себе по одному баллу и найдите общую сумму.
Определение результата и его интерпретация
1-2 балла. Несмотря на наличие нескольких признаков, вас трудно назвать потенциальным преступником. Но все же вам стоит задуматься над своим обычным поведением. Видимо, первые признаки появились не зря.
3-5 баллов. Ваше отношение к жизни требует серьезных изменений. Иначе будет поздно.
7-8 баллов. Удивительно, если вы до сих пор не совершили серьезного правонарушения. Скорее всего, вам мешали различные обстоятельства, но если они изменятся, вам будет трудно удержаться в рамках закона. Сделайте выводы, пока не поздно.
Литература
1. Инструктивно-методические рекомендации по Министерству образования Республики Беларусь «Об идеологическом сопровождении воспитательной работы» от 16 декабря 2003 г. № 497 //Сборник нормативных документов Министерства образования РБ. – 2004. – №2.
2. Концептуальные основы идейно-воспитательной работы с детьми, учащейся и студенческой молодежью //Сборник нормативных документов Министерства образования РБ. – 2003. - №7. – С.28-36.
3. Шустерняк, Т.Е. Деловые игры в обучении студентов /Т.Е.Шустерняк, Л.А.Расолько //Адукацыя і выхаванне. – 2002. – №4. – С.33-36.
4. Кашлев, С.С. Интерактивные методы обучения в педагогике /С.С.Кашлев. – Мн., 2003. – 250с.
5. Куприянов Б.В. Ситуационно-ролевая игра в социальном воспитании старшеклассников /Б.В.Куприянов, А.Е.Подобин. – Кострома, 1998.
6. Куприянов Б.В. Организация и методика проведения игр с подростками: Взрослые игры для детей: учеб.-метод. пособие /Б.В.Куприянов, М.И.Рыжков, И.И.Фришман. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.
7. Храмцова, Ф.И. Воспитательная система современной школы /Ф.И.Храмцова. – Мн., 2001.
Источник: Методика идеологического сопровождения воспитательного процесса: методические рекомендации. – Витебск: УО "ВОГ ИПК и ПРР и СО", 2005. – 41 с.
Джерело: http://vashpsixolog.ru/preventive-work-of-a-psychologist-in-the-school/124-crime-prevention/1443-metodika-qkruglogo-stolaq-v-ideologicheskom-soprovozhdenii-vospitatelnogo-proczessa |